Путешествие Одного Дня

Лозанна

«Страстная, с первого взгляда привязанность к Лозанне (точно когда-то в ней родились, точно именно этот город мы видели с детства, во сне)…»
А.И. Цветаева. «Воспоминания»


Друзья мои! Когда судьба велит вам быть в Лозанне, то взойдите на террасу кафедральной церкви и вспомните, что несколько часов моей жизни протекло тут в удовольствии и тихой радости!
Карамзин Н.М. "Письма русского путешественника"
русский писатель, публицист, историк, журналист, критик
7 декабря 2017 года мы с мамой отправились из Женевы в Лозанну. Это не первая поездка в прекрасный город, в который, как и писали многие наши великие соотечественники, невозможно не влюбиться.
Рассказ о прошлом путешествии Женева - Лозанна - Эвиан - Лозанна - Монтрё - Женева.
С центрального вокзала Женевы на комфортабельном поезде SBB дорога до Лозанны занимает в среднем 40 минут.

Стоимость билета 23 CHF на человека. Мы путешествовали по Swisspass. Существенная экономия, если вы не на один день в Швейцарии.

Если хотите успеть увидеть больше и неспешно прогуляться по городу, выезжать лучше пораньше. Учитывайте, что в будни местные жители едут на работу в близлежащие города, поэтому лучше выезжать либо до 7 утра, либо после девяти. Это обеспечит вам приятное и свободное путешествие, без необходимости искать место и толкаться в толпе. Как и в любом крупном городе, людей очень много в часы пик.
Photo by @hpgruesen on Pixabay
При благоприятных погодных условиях и согласно расписанию сезонного судоходства до Лозанны по женевскому озеру можно доплыть на кораблике. В зависимости от маршрута дорога может занять от полутора до трёх часов. Но потраченное время того стоит!
Вам откроются прекрасные виды на очень разные города и местечки по берегам озера, а при желании можно сойти на берег и прогуляться в наиболее привлекательных для вас местах.
Photo by @SofiLayla on Pixabay
Традиционными альтернативными способами добраться до Лозанны можно на автобусе или машине. Время в пути подскажет навигатор.
На всех видах транспорта, кроме автомобиля, действует Swisspass.
Погода в Европе в декабре переменчива, и предугадать ее сложно даже метеорологам. В одной местности обещают солнце, но весь день моросит дождь, а в соседнем городе вместо обещанного снегопада - плюсовая температура и ясное небо.
В этот день нам повезло – светило солнышко, хотя было достаточно прохладно.

Основное внимание в этот раз мы уделили посещению:
- Аквариум "Акватис"
- Дворец Рюмина
- Лозаннский кафедральный собор
- Музей современного искусства MUDAC
Первым пунктом нашей программы дня стал аквариум «Акватис».

Доехать до него можно от вокзала на метро до станции VENNES за 10 минут.
Да, в Лозанне есть метро. Всего две линии. Это единственный подобный вид транспорта в Швейцарии.
От нашего метро есть небольшие отличия.
Во-первых, отсутствие турникетов. Возможно, они где-то и есть, но мы нигде их не видели, и Swispass нигде не спрашивали. Билеты продаются в специальных автоматах, а далее, человек просто спускается на платформу. В Швейцарии вообще всё транспортное сообщение рассчитано на законопослушность граждан, что мотивируется хорошей работой контролёров и существенными штрафами. Правда, в метро контролёров мы не встретили. Кстати, машинистов в поездах тоже нет. Управление автоматическое.
Во-вторых, на платформе нарисованы ограничительные линии прямо напротив открывания дверей поезда, и поэтому никто не лезет напролом, как только двери открылись. Все терпеливо стоят вдоль линий и ждут, пока прибывшие выйдут из вагона. Возможно, дело, конечно, не в линиях, а в культуре общения.
В-третьих, сидения в вагонах откидные. И надпись: «В часы пик просьба не сидеть». Это не дословный перевод, конечно же.

И немного лирики. Приближение каждой станции сопровождается забавными звуками: журчание воды, топот ног и другие подобные естественные шумы.


Photo by Spsmiler
Крупнейший пресноводный аквариум в Европе
В 2005 году лозаннский архитектор Жак Рихтер, основатель архитектурного бюро Richter Dahl Rocha@Associes architects, выиграл конкурс на строительство комплекса. Однако начало строительства дважды откладывалось.
И только в октябре 2017 года аквариум открылся для посещения.
Часть здания в форме скошенного цилиндра декорирована сотней тысяч алюминиевых дисков, повернутых под разным углом, за счет чего солнечный свет, преломляясь, создает эффект сверкающей рыбьей чешуи.
Photo by Olga Filippova
Комплекс состоит из аквариума, небольшой гостиницы, ресторана, фитнес-зала и конференц-зала.
Swisspass на вход не действует. Стоимость билета 29 CHF. Вещи можно оставить в шкафчиках гардероба. Так как площадь 3500 кв. метров налегке гулять комфортней.

Посещение заняло примерно полтора часа. Если подойти к вопросу посещения глобально, времени можно потратить больше. Возле каждого аквариума установлены интерактивные киоски и плазменные панели, где на одном из четырёх языков можно прослушать информацию о каждом виде, посмотреть интересное видео об истории возникновения воды на земле и интересных фактах каждого континента.

Интересно оформление самих залов, декор потолков, стен, пола, освещение.

Помимо аквариумов, есть вивариумы и террариумы.

Кормление пираний привлекает всеобщее внимание. Правда, аквариум открытый, а над ним по краю проходит веревочный мостик, по которому идут посетители. Надеюсь, несчастных случаев у них не было.

Из аквариума мы поехали на метро до станции Riponne-Maurice Béjart.
Станция названа в честь Мориса Бежара, французского танцовщика и балетмейстера, театрального и оперного режиссёра, одного из крупнейших хореографов XX века.
Это исторический центр Лозанны. Вокруг площади Рипонн расположены Кафедральный собор Лозанны Нотр-Дам, музей дизайна и современного прикладного искусства MUDAC, дворец Рюмина.
Станция Riponne-Maurice Béjart имеет 3 выхода, один из которых оборудован лифтами для граждан с ограниченными возможностями.
В Швейцарии очень уважительно и заботливо относятся к людям. Каждый хочет чувствовать себя полноценным членом общества и иметь возможность быть самостоятельным, сильным, здоровым. Например, уступать место в транспорте не принято. Человек, которому уступают место, может даже посчитать это за оскорбление. Дело в том, что в Европе многие люди стараются вести здоровый образ жизни, много ходят пешком, бегают, ездят на велосипедах, посещают тренажерные залы, хотят выглядеть хорошо и быть здоровыми. Поэтому, если им уступают место, они могут расценить это как намек на то, что они плохо выглядят и кажутся слабыми и немощными. В то же время здесь не считается стыдным попросить уступить место, если хочется сесть. Для этого необязательно быть пожилым человеком, беременной женщиной или человеком с ограниченными возможностями.
Photo by vinCy
Кантональные музеи изобразительного искусства, археологии и истории, геологии, зоологии, музей денег, а также кантональная и университетская библиотеки
Photo by Olga Filippova
Дворец Рюмина построили на пожертвование сына нашего соотечественника Бестужева-Рюмина.
Версий этой истории очень много. По одной из них эта семья – одна из ветвей известного дворянского рода Бестужевых, по другой - не имеет к ним никакого отношения.
Неоспоримым фактом является то, что родом Василий Бестужев-Рюмин и его жена, княжна Екатерина Шаховская, из Рязани. Переехав в Лозанну и являясь обеспеченным человеком, Василий Бестужев-Рюмин занимался благотворительностью, как и его дед в России. Екатерина Шаховская основала на собственные средства Музей промышленного и декоративного искусства Лозанны, ныне носящий странное для русского человека по звучанию название MUDAC. Их сын Гавриил (Габриэль) Бестужев-Рюмин, человек образованный и много путешествующий, наследников не имел, и завещал Лозанне полтора миллиона франков, оговорив условие построить на них общественно полезное здание через 15 лет после своей смерти. Именно на них был построен, в стиле флорентийского неоренессанса, архитектором Андре Гаспаром, и открыт в 1906 году дворец, носящий теперь фамилию Рюминых.
Благодарные лозаннцы не забыли щедрый дар русского мецената. Во дворце есть небольшой зал, посвященный истории семьи, а на самом здании – памятная табличка.
Подробнее об истории семьи Рюминых можно прочитать на сайте http://schweiztour.ru/lausanne.

Одна из знаменитых коллекций бабочек Владимира Набокова хранится именно во дворце Рюмина.
О Набокове и других интересных личностях можно также прочитать в моём блоге Жизнь глазами дизайнера.
«Нет, бытие – не зыбкая загадка!
Подлунный дол и ясен и росист,
Мы – гусеницы ангелов; и сладко
Вгрызаться с краю в нежный лист.
Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
И чем жадней твой ход зеленый был,
Тем бархатистей и великолепней
Хвосты освобожденных крыл».
1923 г.
Владимир Набоков, писатель
Помимо постоянной экспозиции музеев во дворце Рюмина проводятся временные выставки, интересные мероприятия, обучающие интерактивные программы.

В период нашего посещения проходила выставка современного китайского архитектора, художника, активиста и блогера Ai Weiwei, объединившего своими работами все 5 музеев, о которой я написала отдельно Выставка Ai Weiwei. Лозанна. Швейцария.

Выставка «D'ailleurs c'est toujours les autres», («Кроме того, это всегда другие») Ай Вэйвэй собрала в общей сложности 106 497 посетителей, с 22 сентября 2017 года по 28 января 2018 года, по статистике дворца. По инициативе Кантонального Музея изобразительных искусств Лозанны, 40 произведений китайского художника были расположены в каждом из музеев дворца Рюмина.
Выставка имела наибольшую посещаемость дворца по сравнению со всеми временными выставками, вместе взятыми, до настоящего дня. Энтузиазм общественности поддерживался бесплатными путеводителями по комнатам на трех языках, публичными экскурсиями, конференциями и мероприятиями, а также обменом впечатлениями в социальных сетях.

Нам особенно понравился интерактив, присутствующий в экспозиции. Своеобразный квест, ведущий из музея в музей в поисках экспонатов, расположенных не всегда открыто, а местами, наоборот, так явно, что трудно заметить на фоне постоянной коллекции каждого зала, настолько гармонично он вписан в пространство.

Кстати, эта особенность осознанного размещения любого произведения искусства в среде, даже лавочек в парках, присуща многим городам Швейцарии, в которых мы побывали. Особенность, которая должна бы быть правилом для любого пространства.

В 2019 году Кантональный музей изобразительных искусств переедет в новое творческое пространство, здание для которого строится с 2016 года.
PLATEFORME 10 объединит вместе несколько музеев. Среди них Musée de l'Elysée и MUDAC.
Храм, посвящённый Деве Марии, получил название Notre-Dame
Вдохновлённые, мы вышли из дворца Рюмина и направились к одному из прекрасных готических памятников Швейцарии - Кафедральному собору Лозанны Нотр-Дам.

По длинной лестнице, справа от дворца, мы поднялись на высокий холм Ситэ. Это исторический центр Лозанны, где возник старый город. Когда-то, до 1000-го года, здесь был заложен и построен собор для епископов. В XII веке на этом месте началось строительство нового собора. Но в подвалах, говорят, еще остались части старой постройки.

История собора, как сложная судьба человека, полна перипетий, потерь и возрождений. Пожары, времена «иконоборчества» с уничтожением картин, статуй, исторических ценностей, изменения внешнего вида по политическим и религиозным причинам – и постоянное возрождение.
В 1170 году на месте старого собора началось строительство здания в романском стиле. К середине XIII века оно закончилось, в готическом стиле. Собор освящён в 1275 году в присутствии папы Григория X и императора Рудольфа I в честь Девы Марии.
История восстановления начинается ещё до конца строительства собора и продолжается до сегодняшнего дня. Так как в качестве строительного материала применялся песчаник, мягкий камень, подверженный разрушению и деформации, некоторые части здания и архитектурные элементы приходилось реставрировать, воссоздавая и дополнительно укрепляя и защищая. Помимо этого, собор Лозанны подвергался нескольким реорганизациям, меняющим внешний вид здания и архитектуру.
В 1536 году, с принятием протестантской Реформации, многие исторические ценности Лозаннского Собора, были вывезены или уничтожены. Расписной портал и витражи покрыли серо-белой краской. На монеты расплавили статую Девы Марии, сделанную из золота.
Во второй половине девятнадцатого века великий французский архитектор, реставратор, Эжен Виолле-ле-Дюк возглавил реставрационные работы в соборе. С 1968 года цикл восстановительных работ продолжился под руководством Жан-Пьера Дреско, кантонального архитектора.

Верхняя часть здания стремится вверх башнями и шпилями; в южном фасаде расположен великолепный витраж «роза»; хор держится на аркбутанах и нервюрах, контрфорсы создают эффект объема.

Кафедральный собор Лозанны Нотр-Дам. Вид со стороны площади Рипонн.
  1. Центральный неф с местами для верующих
  2. Нартекс
  3. Трансепт
  4. Трансепт-пересечение - это пересечение нефа и трансепта
  5. Хор - часть, из которой священник говорит с верующими
  6. Боковые нефы
  7. Амбулаторная часть
  8. Большой пролет - западная часть нефа
  9. Ворота Монтфалкона - главный вход
  10. Расписной портал
В средние века во многих города Европы действовали ночные дозоры.
На стенах, защищавших города, несли службу стражники, ежечасно сообщавшие криком друг другу и жителям об отсутствии пожара и атак врагов.
В Лозанне до сих пор сохранилась эта традиция, в отличие от других городов Европы.
Каждую ночь, с десяти часов вечера до двух часов ночи, ночной сторож несёт свою службу, выкрикивая каждый час на все стороны света: «Ночной смотритель, час пробил».
Должность считается очень почетной. С 2002 года ее занимает Ренато Хюслер.
Днём можно подняться на 225 ступеней к смотровой площадке одной из башен, чтобы увидеть прекрасный вид на город и озеро Леман.

Колокола Лозаннского собора
Восстановление шпиля башни и структуры колокольни, а также ее семи колоколов, проводится на протяжении многих лет.
Два самых больших колокола расположены на нижнем уровне, а пять находятся на верхнем. Самый старый колокол датируется 1493-м годом, а самые новые – 1898-м.

Каждый колокол определенного диаметра и носит своё имя:

  1. Couvre-feu - 1400-1500гг. - 82 см
  2. Lombarde - 1493г. - 138 см
  3. Clémence - 1518г. - 174 см
  4. Marie-Madeleine/le bourdon - 1583г. - 208 см
  5. 1666 - 1666г. - 102 см
  6. Centenaire 1 - 1898г. - 111 см
  7. Centenaire 2 - 1898г. - 82 см
Портал Лозаннского собора
Епископ Aymon de Montfalcon начал строить портал в 1515 году. Богато украшенный скульптурами библейских персонажей, резными элементами колонн, великолепным витражом над главным входом, портал представляет собой уникальное произведение архитектуры и искусства.
Себастьян де Монфалькон, сын епископа, продолжил работу отца в 1517 году. Позже портал перестроен Рафаэлем Лугеоном, в период между 1894 и 1909 годами.

Совсем недавно портал подвергся глобальной реставрации.
После 14 месяцев нежной и тщательной очистки он засиял белизной.
Черные наросты, состоящие из остатков грязи и помета голубей, исчезли. Теперь можно рассмотреть мельчайшие детали скульптурной композиции и в полной мере насладиться архитектурным творением мастеров.
Над восстановлением работали около дюжины компаний и тысячи работников. Использовался метод запотевания с ручной очисткой каждого миллиметра, во избежание повреждения памятника.
Южная сторона собора.
В данный момент в целях сохранения уникального расписного портала, который не пощадило время и история, вход застеклили. Над восстановлением портала работают до сих пор. Однако, чтобы не нанести вред, решено не восстанавливать окрашенные части, а постараться защитить их и сохранить то состояние, в котором портал находится сейчас.

Многие специалисты: археологи, архитекторы, рестораторы, историки, пасторы, гиды, музыканты, сотрудничают с руководством собора, чтобы сохранить его на долгие века. Ежегодно более чем 480 000 человек посещают это историческое место.

"Роза" Лозаннского собора
Между 1231-1235 годами Пьер д'Аррас, стекольных дел мастер, создал витраж в форме mappa mundi, средневековой картины мира, на южной стороне собора. За основу был взят рисунок розы, найденный в альбоме "Книга набросков" Виллара де Оннекура. Сейчас он хранится в Париже в Национальной библиотеке.

Витраж представляет собой круг - символ божественного совершенства и творения, бесконечности, циклическую природу жизни, проходящую через сезоны. Квадрат олицетворяет мир земной.
Первоначально центральная часть включала в себя фигуру Аннуса (бога года, созданного Творцом), Солнце, Луну, День и Ночь.

Восстановление южного трансепта и розы произошло в 1891-1899 годах. Художник, стекольных дел мастер, Эдуард Хош воссоздал несколько витражей в стиле 13-го века. Именно он помещает фигуру Бога-отца в центр, перераспределив медальоны и добавив тему создания мира.

    Роза Лозаннского собора
    Роза состоит из ста пяти медальонов, распределенных по четвертичной структуре: квадрата и его биссектрис. Семьдесят восемь медальонов являются оригинальными.
    Чтение розы происходит от центра (создание мира) до внешней стороны в концентрических кругах против часовой стрелки.
    Число четыре является символичным для многих верований и учений.
    Естественные элементы, знаки зодиака, звезды и божественные науки образуют группу медальонов, вписанных в края большого квадрата. Это особое расположение позволяет разделить область земной и небесной сфер, в астрономическом смысле. Сказочные существа, реки Рая, ветра находятся вокруг.
    Дополняют картину мира пальметты с декоративными природными мотивами.
    Схема витража "Роза"
    Орган Лозаннского собора
    В 1993 году Жан-Кристоф Гейзер, органист Лозаннского собора, посетил ряд концертных площадок в Америке. Эта поездка повлияла на то, что в 1998 году международный конкурс среди компаний, производящих органы, для замены стареющего органа в соборе, выиграла CB Fisk, единственная американская фирма, приглашенная для участия в тендере.
    Строительство проекта началось в 2001 году.

    В заметках к записи Жана-Кристофа Гейзера «Четырехликий орган», Вольфрам Адольф пишет: «Чтобы исполнить широкий спектр репертуара на концертах и во время протестантских служб в соборе, новый орган содержит четыре разных варианта музыкального исполнения в одном кафедральном органе: французский классический стиль Франсуа-Анри Клико, выдающегося органного мастера 18 века, северный немецкий стиль полифонической ганзейской эстетики XVII и XVIII веков, типичный французский симфонический стиль Аристида Кавайе-Колла (1811-1899), крупнейшего органного мастера XIX века во Франции, и немецкий романтический стиль Фридриха Ладегаста, немецкого органного мастера XIX века».
    Цитата с официального сайта компании CB Fisk.

    Дизайн корпуса органа разработан компанией итальянского индустриального и промышленного дизайнера Giorgetto Giugiaro.
    В проекте также приняли участие американские субподрядчики, швейцарские архитекторы, канадские компании по деревообработке, британские компьютерные эксперты и немецкие производители органных труб.
    Уникальный инструмент состоит примерно из 7000 труб. Также используются трубы из 100-летнего инструмента Kuhn, Fernwerk, размещенного высоко в Северном Трансепте Собора.
    Общая стоимость проекта более шести миллионов франков, вес 40 тонн, общее время работы 150000 часов.

    Opus 120, так называется эта модель, - первый американский трубный орган в европейском кафедральном соборе.


      Великий трубный орган собора Нотр-Дам
      Вертеп Лозаннского собора
      Каждый год в канун Рождества в Кафедральном соборе Лозанны устанавливают вертеп.

      Его начинают делать чуть ли не за год до Рождества. Каждый год экспозиция меняется, все фигурки делают заново. Вертеп выстроен полукругом, под одним из сводов. Вход через небольшую дверку, где стоит служащая и регулирует поток, так как желающих полюбоваться много.
      Люди с ограниченными возможностями обнаруживают таланты художников или декораторов, создавая макеты и фигурки для них. Социально-профессиональные мастера разрабатывают способы выполнения различных задач.
      Финансируется проект сотрудниками собора, заинтересованными прихожанами и сторонними инвесторами.

      Ниже представлены фотографии Стива Бонни из буклета собора о работе над созданием вертепа.

      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Photo by Steve Bonny
      Mузей дизайна и современного прикладного искусства
      Напротив собора на Кафедральной площади расположен Musée de Design And d'Arts Appliqués Contemporains, музей дизайна и современного прикладного искусства, открывшийся в двухтысячном году.

      Основан на базе Музея промышленности и декоративного искусства.
      В XII веке проект музея был разработан Екатериной Рюминой совместно с наставником ее сына Ш. Годеном.

      В настоящее время ежегодно проводится от пяти до восьми выставок в год. Тематические экспозиции чередуются с проектами молодых дизайнеров Швейцарии и других стран.

      Параллельно, музей регулярно предлагает новые выставки постоянных коллекций, которые продолжают расти с момента возникновения, чтобы посетители могли увидеть их постепенно и в полном объеме.

      Музей открывает свои двери живым искусствам: танцорам, режиссерам, исполнителям и музыкантам, создавая себе платформу для свободного обсуждения между различными формами художественного выражения, как швейцарскими, так и международными.

      Здание включает в себя несколько строений, некоторые части сохранились с XIII века. Источники позволяют определить нескольких владельцев, среди которых было много ювелиров.

      Вид на Лозанну из музея
      В момент нашего посещения в музее были выставлены несколько разных экспозиций: часть постоянной коллекции, работы студии Wieki Somers и проект Blow Firozabad Bangles художника, исследователя, путешественника François Daireaux.
      Каждая выставка своеобразна и уникальна. У каждой - своя цель. И эти цели - не индивидуальны.
      Особый взгляд на мир каждого художника, через призму своего восприятия, вызывает в зрителе разные эмоции и чувства, заставляя задуматься о глобальных вещах, действиях, изменениях в обществе, о смысле существования и будущем.

      С моей точки зрения, искусство и творчество должны вызывать именно такие мотивы, а не быть самоцелью.

      Вход в музей - 10 CHF. По Swisspass - бесплатно.
      Экспозиция постоянной коллекции
      Коллекция современного стекла - это плод долгого и позитивного сотрудничества между парой меценатов и Музеем декоративного искусства города Лозанна, который теперь известен как Mudac.
      В 1960-х годах Питер и Траудл Энгельхорн почувствовали желание собрать коллекцию. Они решили создать беспрецедентный проект, основанный на последних достижениях в области искусства и технологий. Создав коллекцию стеклянных скульптур Forge des Anges, они решили документировать в мировом масштабе зарождающуюся историю этого искусства, и разделить свою страсть с наибольшим количеством людей, предлагая широкий доступ к коллекции. В 1971 году была подписана конвенция с Лозанной, в которой говорится, что каждое приобретение становится непосредственной собственностью музея и, таким образом, общественным благом.
      Первый взнос в коллекцию - 36 работ Fucina degli Angeli, родившихся в результате сотрудничества венецианского стеклодела Эгидио Костантини и выдающихся творцов 20-го века, таких как Пабло Пикассо, Эрнст Неизвестный, Жан Кокто, Сальвадор Дали, Пьер Дмитриенко, Томас Глеб.

      Меценаты уделили особое внимание работам стекольной фабрики Steuben Glass в Соединенных Штатах и, конечно же, движению Studio Glass, широко распространенному в Европе, Японии и Соединенных Штатах.
      Таким образом, коллекция включает в себя, среди прочего, всемирно известные работы Peter Aldridge, Stanislav Libensky и Jaroslava Brychtova, Bert Frijns, Dale Chihuly, Niyoko Ikuta, Philip Baldwin и Monica Guggisberg, Bernard Dejonghe и Lino Tagliapietra.

      Современная коллекция стекла музея Mudac иллюстрирует историю этого увлекательного искусства и за последние пятнадцать лет обогатилась творениями, которые создаются вместе с дизайнерами. К ним относятся Water II Caraf, голландского дизайнера Pieke Bergmans, Jug, дуэта итальянских дизайнеров Formafantasma и Mae West от Studio Job .

      Коллекция полностью интегрирована в музей, в котором она находится, и отражает текущее желание организаторов подчеркнуть, как в своей политике приобретений, так и на его выставках, существующую связь между современным искусством, дизайном и прикладным искусством.

      Реестр постоянно обновляется, а работы документируются фотографиями. С ним можно ознакомиться в базе данных музеев города Лозанны.
      Out of the Ordinary. Карт-бланш студии WIEKI SOMERS
      Серия карт-бланш для дизайнеров музея MUDAC приглашает швейцарских и международных дизайнеров для создания персональной выставки. Они сами создают конкретную сценографию, на которой размещается их работа.

      В 2017 году MUDAC приглашает Studio Wieki Somers, основанную в 2003 году двумя молодыми выпускниками Академии дизайна Эйндховен Вики Сомерс и Дилан ван ден Бергом.

      Студия Wieki Somers, активно работающая в области мебели и промышленного дизайна, предлагает уникальное и просвещенное видение на мир и традиции. Показывая особую внимательность к материалам, их работа отличается своей изобретательностью и фантазией. Ссылки на японскую самурайскую культуру или на конкретные события также приводят к тому, что Вики Сомерс и Дилан ван ден Берг считают современный дизайн не только зеркалом своего времени, но и областью опыта.

      Студия работает для разных дизайнеров, музеев и галерей, в том числе престижной галереи Крео в Париже. Она получила множество наград и ее работы находятся в коллекциях нескольких международных музеев, в том числе в MoMA в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже, в музее Бойманса Ван Бьюнингена в Роттердаме и в музее Альберта и Виктории в Лондоне.

      Chinese Stools - Made in China, Copied by the Dutch 2007
      Цитата авторов: «В ответ на чрезвычайно быстро растущий мегаполис в Пекине, в котором временность и устаревание кажутся угрожающими каждому объекту, мы сосредоточились на мелочах повседневной уличной жизни. В самых разных частях столицы мы находим индивидуальные места, используемые людьми, такими как охранники, уличные торговцы или водители рикши. Мы были очарованы многими деталями этих первобытных мест, способом использования различных материалов и деталей и отношениями с их создателями. Табуреты, которые, вероятно, создавались на всю жизнь, свидетельствуют о долгой истории, в которой как производитель, так и пользователь оставляют свои следы. Мы купили некоторые из этих стульев и покрыли их алюминием. Для нас это способ воздать им дань уважения, а также ответ на знаменитую культуру Китая по копированию».
      Красная кедровая ванна-лодка - часть постоянной коллекции Музея Бойманса ван Бьюнингена в Роттердаме.

      По словам дизайнеров, идея родилась во время «наблюдения за рыбаком, плавающим на озере однажды утром. Мирное, вневременное, какое-то загадочное и глубоко банальное в то же время. Катание на лодках и купание в воде вызывают подобные чувства. Здесь они объединены в один объект».




      Bathboat 2005
      Blow Firozabad Bangles. Выставка François Daireaux
      Экспозиция расположена в нескольких залах.
      В первом располагается главная инсталляция в виде пьедестала с 404 формами из цветного стекла, выдутых в Мейсентале, вокруг которой посетитель прогуливается, и образцы цветной палитры в виде 404 кусочков стеклянных браслетов, привезенных из Фирозабада.
      В соседней темной комнате проецируется фильм автора «Фирозабад», являющийся сам по себе произведением искусства. С помощью визуального ряда, без слов, он рассказывает о состоянии стекольного производства индийского города, жизни и условиях работы жителей.
      На втором этаже есть большой стол со всеми экспериментальными формами стекла, выполненными в Мейсентале.
      Мир - это скульптура, которая игнорирует себя
      François Daireaux
      Cовременный художник, скульптор, видео режиссёр, фотограф
      В проекте затрагиваются более широкие проблемы, чем когда-либо, такие, как глобализация массового производства, условия труда для производства предметов, продаваемых по низким ценам на Западе, а также поток товаров и через них культур. Путешествуя, преобразуя и воссоздавая объекты, François Daireaux способствует новым обменам с различными модальностями. Он объединяет далекие культуры, которые разделяют традиции производства стекла и сталкиваются с местными кризисами производства, например, закрытием французских заводов из-за переселения и бесчеловечных условий работы в массовом производстве стекла в Индии. «Отпечатки», возникающие в результате слияния различных методов производства, заставляют публику задуматься о нашем глобализованном образе жизни, в то время как фильм сталкивает нас лицом к лицу с суровой реальностью Фирозабада.
      Выставка Blow Firozabad Bangles является результатом многократных поездок художника между стекольной территорией Фирозабада в Индии и Мейсенталем в Мозеле.
      Фирозабад - это рабочий город, расположенный на севере Индии, основной деятельностью на протяжении веков было производство стекла, в частности, производство стеклянных браслетов для индийских женщин. Они производятся ежедневно на сотнях стекольных заводов, разбросанных по всему городу. Почти все 600 000 жителей этого города работают на производствах стекла при мизерных ставках в чрезвычайно сложных условиях.
      Два года подряд художник изучал стекольную промышленность Фирозабада, фотографировал, снимал и сделал инвентаризацию целого производства, которое затем переместили, экспортировав в Мейсенталь в Центр международного стекла (CIAV).
      Коллекция из 404 колец, переплетенных браслетов, была измельчена и затем раздута в пресс-формах, сохраненных неповрежденными CIAV после последовательного закрытия многих стекольных заводов в Лотарингии. Так появилась инсталляция Blow Bangles, состоящая из 404 стеклянных «отпечатков», выдутых мастерами Мейсенталь.
      François Daireaux, из интервью журналу TLmag:

      "Этот проект является частью моего многодисциплинарного подхода к искусству: я накапливаю опыт и средства массовой информации как художник и скульптор; я создаю художественные инсталляции и в то же время снимаю и фотографирую. Я путешествую по всему миру, чтобы лучше понять, как заводы управляются и управляют. Я не просто фиксирую процесс ручной работы, но все условия жизни, которые идут с ним. Стекло для меня как средство для выражения эстетики, так и трансформации и изменения стекольной промышленности. Из этой хрупкой идентичности я раскрываю серию изображений и объектов с большим количеством смысла и чувствительной силы".

      На этом наша культурная программа одного дня закончилась.
      Но не закончилось путешествие.

      Уже стемнело, заметно похолодало, но мы решили прогуляться по предновогодней Лозанне до вокзала пешком.
      Вечерняя подсветка, новогодние развалы с игрушками, глинтвейн, наливаемый половником из чана, разнообразные сыры на пробу прямо на улицах города...И запахи...Запахи жаренных каштанов, сыра, вина, дыма...Завершающий аккорд настроения дня!

      Всего пара заключительных фотографий. В это время во многих городах Европы проводился фестиваль световых инсталляций. Лозанна не стала исключением. Они на каждом шагу. И, конечно же, штаб Олимпийского комитета.
      Благодарю за прочтение!
      С уважением, Ольга Филиппова.
      Угостить автора чашкой чая-))
      Made on
      Tilda